пятница, 3 апреля 2015 г.

Закончилась Всероссийская олимпиада по литературе-2015


С 28 марта по 3 апреля в Москве проходил заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе - 2015. В этом году нашу школу представляла победительница регионального тура в г. Москве, ученица 9 класса Ангелина Аргани Аргани.
Напомним читателям, что олимпиадное движение по литературе началось в 1995 году. Все это время олимпиада проводилась под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации. А в этом году олимпиада стала двадцатой! В 2007 году она проходила в Брянске, в 2008 — в Елабуге, в 2009 — в Смоленске, в 2010 — в Орле, в 2011 — в Белгороде. В 2012 и 2013 годах участники жили, отдыхали и выполняли задания олимпиады в ближайшем Подмосковье, в Химках. А в 2014 году олимпиада «переехала» в подмосковный санаторий «Вороново».
Каждый год на Всероссийскую олимпиаду приезжают ребята, которые учатся в 9, 10 и 11 классе. Для того, чтобы стать участником заключительного этапа, нужно в течение учебного года преодолеть школьный и муниципальный этапы олимпиады, а на региональном этапе набрать балл выше проходного. По специальной квоте на олимпиаду едут призеры и победители заключительного этапа прошлого года, если они, конечно, еще учатся в школе.


Олимпиада состоит из трех туров. Раньше первый тур предусматривал комплексный анализ прозаического произведения одного из русских писателей. Второй тур включал в себя сопоставительный анализ стихотворений русских поэтов или комплексный анализ поэтического произведения. Третий тур состоял из нескольких заданий, связанных со знанием текстов классических произведений русской литературы, теорией и историей литературы, культурно-исторической эрудицией, а также написание письменной работы в определенном жанре. В прошлом году изменился состав жюри олимпиады и Центральной предметно-методической комиссии по литературе, а значит, изменилось и содержание туров. Теперь в первом туре участник выбирает, что анализировать: прозу или поэзию. Второй тур подразумевает творческое задание, а третий тур — устное выступление. Участникам отводился всего один час на подготовку, а затем 5 минут на речь перед членами жюри.

Ангелина вместе с другими участниками на протяжении двух недель усиленно готовилась к олимпиаде. Программа подготовки была яркой и насыщенной.


Участникам и руководителям делегаций провели экскурсию по усадьбе Вороново. Им рассказали о богатой истории этой земли, показали, где в свое время останавливались именитые исторические личности и дали ненадолго уйти за кулисы олимпиадного быта. Члены жюри рассказали участникам олимпиады о типичных ошибках и оригинальных находках в работах второго, творческого тура. Поэт Герман Лукомников прочитал олимпиадникам свои стихи, ответил на вопросы ребят и просто всех очаровал. О том, как придумать для себя правильные трудности и писать отличные тексты, школьникам помог разговор с главным редактором журнала «Русский Репортер». Член жюри олимпиады Надежда Шапиро рассказала о роли хрестоматийных стихов в русской поэзии и о том, почему так важно уметь сравнивать поэзию.Наталия Солженицына, приехавшая в гости к олимпиадникам 30 марта, почти два часа рассказывала про судьбу Александра Исаевича, показывала презентацию с редкими фотографиями, например, самого Солженицына в детстве, его родителей, друзей, детей. Один день участники провели в Москве на традиционной для Всероссийской олимпиады культурной программы. Несмотря на снежную и ветреную погоду, а было +1, ребята не только сходили в Пушкинский музей и театр, но даже погуляли по центру Москвы.
30 марта прошел второй тур (творческий) олимпиады по литературе. Ребята пять часов выполняли задания в учебном центре «Вороново».
"Я не представляла себе, как готовиться к Олимпиаде и какими будут задания. Но где-то за 3 недели до ее начала пришла рассылка на электронную почту о семинаре по подготовке, где был совместный бесплатный выезд по русскому и литературе за счет Департамента образования в лагерь на Истре, - рассказывает Ангелина, - Я поехала на недельный семинар. Там было по 4 пары в день, где нас обучали теории литературы, анализа поэтического текста, мы разбирали античную литературу. А вели занятия преподаватели МГУ, МПГУ, доктора филологических наук. Когда только приехала, было страшно. Все вокруг казались слишком умными, а я меня смущало, что многие ребята уже были знакомы. Но вскоре и я со всеми познакомилась... Было очень интересно. "
И вот, 1 апреля состоялся последний тур Всероссийской олимпиады школьников по литературе.
Волонтеры рассадили участников по аудиториям, раздали задания и забрали бейджи, выдав вместо них номера. На выбор, как и в прошлом году, предлагалось две темы. В 9 классе - «О чем говорят заглавия книг?» и «С каким литературным героем вам бы хотелось поговорить, поспорить, и о чем?»; в 10 классе — «Город, о котором я узнал (-а) из книг» и цитата Умберто Эко «Входить в роман — все равно, что участвовать в восхождении»; в 11 классе — «Для чего тебе нужна филология?» и «Какой литературный проект ты бы мог предложить своей школе или городу?» Участник, закончивший свою работу раньше, мог начать беседу с членами жюри досрочно. В этом году порядок выступления немного изменился — члены жюри теперь могли задать участнику два дополнительных вопроса, выступление из монолога превращается в диалог.
"Этого тура я боялась больше всего, но он оказался далеко не таким страшным и был самым интересным из всех трех, - делится впечатлениями Ангелина, - Жюри оказалось очень доброжелательным, внимательно слушали, к концу выступления не осталось никаких вопросов, все были довольны. Я выбрала тему разговора с литературным персонажем, моим героем был персонаж «Мертвых душ» Константин Иванович Костанжогло."
По итогам олимпиады будет составлен рейтинг участников в соответствии с баллами, которые они набрали на всех трех турах. Рейтинг стал общим для трех параллелей, и исходя из него были определены победители и призеров заключительного этапа. А победители получат право без экзаменов поступить в любой вуз России по профильному направлению, а также премию Президента РФ по поддержке талантливой молодежи.
К сожалению, Ангелина в этом году не попала в число призеров, но зато она попробовала свои силы и познакомилась с интересными людьми. "От участия в олимпиаде я получила очень много... От новых знаний до новых знакомств. Я поняла, что главное не бумажка которую дают, а все-таки люди, которых ты там узнаешь."
Нам посчастливилось одним из первых услышать впечатления Ангелины от участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по литературе: "От олимпиады я ожидала страха стресса и опустошающего ужаса (эта фраза стала своеобразной поговоркой московской команды после одного из психологических тренингов, направленного на снятие напряжения). Стресс, конечно, получили все без исключения, в особенности на апелляции. Но страх и ужас мистическим образом миновал нашу команду: все были очень дружны и поддерживали друг друга, порой, не зная даже имен. Я ждала увидеть в составе команды множество «ботанов» и высокомерных учеников элитных школ, но оказалось, что все, независимо от возраста и статуса школы, являются интересными светлыми личностями с богатым внутреннем миром. Каждый был органично особенным, добродушным, отзывчивым, что позволило некоторым людям после апелляции поплакаться своему, как оказалось, коллеге. Личный психолог находился быстро и легко по опознавательному знаку на спинах москвичей: надписи «Команда Москвы».
Я представляла руководителей команд старыми, строгими и черствыми, а получила молодого Дмитрия Дмитриевича Румянцева ( в народе Сыч) троекратного победителя Всероса по литературе и энергичного Владимира Владимировича Сперантова, обладающего гениальным чувством юмора. Поэтому все вечерние собрания команды проходили в крайне дружественной обстановке. Оказалось, что у команды Москвичей есть и свои традиции: белочка Бурундильда (или попросту Бруня), сделанная из материала, который используется для изготовления веников, принесет удачу тому, кто погладит ее перед туром. Я попробовала сделать это перед отбытием на устный тур, и в итоге получила почти максимальный балл. Что-то в этом определенно есть. Есть и традиция более грустно-серьезная. В последнюю ночь перед отъездом команда садится в круг и передает друг другу свечу, словно эстафетную палочку. Каждый может рассказать о чем-то сокровенном, своих эмоциях, связанных с олимпиадой. Это был один из самых трогательных моментов всего выезда.
Олимпиадные задания вполне себя оправдали: ждали сложностей, их, собственно, и получили. Все задания требовали обширных знаний теории литературы, начитанности, богатства языка, творческого подхода. Справились далеко не все, но абсолютно для каждого это стало ценнейшим опытом.
А такой необыкновенной атмосферы, что царила в Вороново во время олимпиады, никто из новичков даже ожидать не смел. Это был один из ярчайших моментов в моей жизни: две недели с замечательными людьми, литературные исследования, сложные задания и вечерний отдых, плавно переходящий в ночное веселье. Руководители были правы, заявив еще на семинаре, что олимпиада будет особенным этапом нашей жизни, который никогда не забудется. Нам было очень тяжело расставаться и вновь возвращаться в серые будни из атмосферы двухнедельного праздника филологии и литературы."
Мы желаем Ангелине постоянного творческого развития, уверенности в своих силах, высокой работоспособности, удачи во всех начинаниях и обязательно громких побед и успехов в олимпиадных состязаниях!


.

Комментариев нет:

Отправить комментарий