понедельник, 13 января 2014 г.

Педагогическая практика студентов 2 курса педколледжа

Первая практика, хоть она и ознакомительная, - событие крайне волнительное для студента-второкурсника. Они с нетерпением ждут своего первого знакомства с детьми, педагогами, школой. К моменту выхода на ознакомительную практику второкурсники уже достаточно подкованы в теоретическом плане: способны самостоятельно проанализировать просмотренный урок, выделить в нём учебную задачу, оценить приёмы мотивации учащихся на уроке. В их головах прочно засели дидактические понятия последних лет: универсальные учебные действия, стандарт ФГОС НОО, достижение планируемых результатов. Читаю в дневнике рефлексивных наблюдений студентки: "Нам не терпится увидеть, как современные учителя строят свои уроки в соответствии с так называемым новым стандартом, с которым нам предстоит работать, посмотреть на него не со страниц учебника, а в действии".

Увиденное в стенах школ за эту неделю производило разное впечатление у студентов. Со страниц их дневников то льются восторг и отрадные надежды, то проскальзывают ноты сомнения и страха. Это неудивительно, ведь учреждения, в которых студентам предстояло побывать, разительно отличались друг от друга: общеобразовательная школа, начальная школа-детский сад компенсирующего типа, интернат VII вида для детей с ЗПР. Безусловно, не только детский мир стал объектом пристального внимания наших студентов. В школах, выбранных в качестве баз ознакомительной практики, со студентами работали педагоги-мастера, которые в студентах видят своих будущих преемников.

Первое, что становится очевидным - насколько серьёзно эти молодые люди подошли к своей первой в жизни педагогической практике. С настойчивостью детектива они превратились в неутомимых искателей педагогической истины. Вопрос у всех был один: "Соответствует ли современная школа новейшим требованиям эпохи?"

Итак, заглянем в дневники студентов, куда они записывают свои самые сокровенные впечатления от увиденного в стенах школ.

"В третий день практики мы посетили школу - образовательный комплекс №2009: большое здание школы, в состав которой входит две школы и четыре детских сада. Школа-мечта. Поражает своим масштабом, светлостью, живым творческим духом, технической оснащённостью...". Действительно, поговорка "встречают по одёжке" сработала полностью. Побродив по просторным коридорам, студенты обрадовались: ведь это отличное место, как для ребёнка, так и для взрослого! "Детям есть, где разгуляться. В углах коридоров постелены цветные ковры, где дети могут поваляться, на стенах развешаны мультипликационные плакаты, которые меняются три раза в год. Уже в первом классе ученики работают с интерактивной доской. Очень понравилась идея уголка LEGO. Признаться честно, самой хотелось перенестись в детство и подурачиться, собирая его..."

Школа 2009 тоже ответственно подошла к приёму юных гостей и решила не ограничиваться демонстрацией своих интерьерных преимуществ: "В этой школе мы, как Чацкий, попали "с корабля на бал": нас сразу отвели в гости на урок окружающего мира, где дети, хотя и были в четвёртом классе, отвечали намного серьёзнее своих лет. Лично я сидела и с огромным удовольствием слушала. Урок был структурирован и построен так, что приятно и интересно смотреть. После него мы познакомились с представителем администрации школы: очаровательная и отзывчивая женщина, (имя которой я, к сожалению, не запомнила) рассказала нам, что обучение всех учеников проходит по программе развивающего обучения Л. В. Занкова. Показала нам учебный комплекс, состоящий из нескольких зданий: младшей школы и старшей..." Не стоит обижаться на столь непосредственное восприятие завуча начальной школы, главное, эмоциональную теплоту школы и коллектива дети почувствовали сердцем. Дети? Ну, конечно, в душе они ещё дети, ведь радуют их совершенно простые, незатейливые вещи: "Нам, кстати, тоже разрешили порезвиться и поваляться на пуфах, что мы с удовольствием и сделали".

Отчёты других студентов были чуть более информативными: "Урок окружающего мира, на котором мне посчастливилось присутствовать, был несколько необычным – детям давались отнюдь не детские понятия: «Макромир», «Микромир», «Микробиология»… Но ребятишки очень полно и точно описывали и объясняли их. И под чутким руководством педагога работали с микроскопами, разглядывая и изучая простейших". Некоторые отзывы были прямо-таки математически выверенными: "В этой школе всё организованно и слаженно. Дети очень хорошо отвечают, вдумчиво размышляют на уроке. Учителя на уроке занимают примерно 30-40% времени, а ученики - целых 60 – 70%". Чувствуется, такая свобода в действии, предоставляемая ученикам, импонирует нашим будущим выпускникам. "Обычная общеобразовательная школа с великолепными, активными детишками, хотящими погрузиться в котел со знаниями", "у меня было чувство, что я сижу в театре и наблюдаю - очень красиво, познавательно, интересно", - вот какой увидели 2009 школу студенты. Ни много ни мало - Хогвартс, обучающий тайнам зельеварения!

"Школа на меня произвела величайшее впечатление, - читаю в каждом втором отчёте по практике. - Очень заинтересованный, ответственный и приветливый завуч начальных классов. Она показала и рассказала нам всё о школе". Вот ещё похожий отзыв: "Многих, а может быть всех, моих одногруппников, привела в восторг школа 2009. И правда, с порога чувствуется, что это хорошая, благоустроенная школа. В ней есть много любопытного и непривычного. Например, ковры с рассыпанным по ним конструктором, чтобы дети могли поиграть на переменах. Думаю, нужно стремиться к тому, чтобы все образовательные учреждения России были похожи на неё. Хотя лично я предпочла бы работать там, где, может быть, не так уютно, удобно и красиво, но где я действительно могла бы быть нужной и полезной". Последнее добавление особенно серьёзно звучит из уст второкурсника. Их нацеленность на то, чтобы приносить пользу обществу, стать важным и необходимым звеном в цепи ребёнок - педагог - мир не может не радовать тех, кто стал наставником этих будущих педагогов.

Важным показателем в деятельности этой московской школы является и то, что посещение её неизменно рождает желание во что бы то ни стало пойти работать в такой поразительно живой, творчески одарённый, мыслящий коллектив: "Вот эта школа на меня произвела фурор. Я не думала, что есть такие современные школы, кипящие жизнью. Эта школа, на мой взгляд, самая современная школа из тех, что я видела. Все классы оснащены новым техническим оборудованием. Большая территория, большое пространство у школы. Из преподавателей, в основном все молодые специалисты. Внешний облик у школы соответствует «начинке». Я с огромным удовольствием бежала бы работать в эту школу, если бы не её далекое от меня территориальное местоположение". Во многом это впечатление складывается благодаря тому, что подавляющая часть педагогов начальной школы действительно молоды и полны желания зажигать сердца детей любовью к учению. Но всё-таки молодость - фактор внутренний, продиктованный мироощущением. И здесь коллектив 2009 школы держит планку педагогической бодрости и здорового оптимизма в нелёгком деле воспитания малышей.

Ни один нюанс не ускользнул от проницательного взора практикантов. Всё увиденное ими в тот ноябрьский день тщательно анализировалось и оценивалось: "В школе есть замечательная библиотека, которая тоже оставила немало впечатлений. Чего стоит одна книга, которую оформляла заведующая библиотекой, где находятся фотографии учителей этой школы с книгой, которую они любили читать в детстве.

Напоследок, зарядившись девичьими восторженными откликами о прекрасной школе, где учат по науке, но делают это с любовью, перехожу к отчёту единственного представителя сильного пола в этой группе. Ожидаю, что беспристрастный взгляд Гриши Якушина охладит чересчур повышенный от посещения этой школы эмоциональный градус восприятия учебного заведения. Вот строки, что я прочитала в его дневнике:

"...Школа 2009. В каком-то плане её можно назвать образцово- показательной, да и сама школа выделяется тем, что работает по системе Занкова. Нас встретили небольшой лекцией по техники безопасности и общим нормам поведения, даже дали журнал за подписью, что мы всё поняли. Так же в этой школе очень общительная и дружелюбная администрация, что приятно удивило и порадовало. Далее последовал урок. Признаюсь честно, урок понравился. Педагог замечательно справился с организационным моментом и в целом действовал грамотно. Периодически нарушалась дисциплина, но дети работали в малых группах и при такой форме работы это в целом не удивительно. После урока нам немного рассказали о самой школе и провели экскурсию, из которой сразу стало понятно, что педагоги и администрация школа заинтересованы в развитии школы и учащихся в ней. Из тех, кто нам встречался, ни один не создавал впечатление плохого специалиста, буквально у всех горят глаза, видно, что работа доставляет им удовольствие. Школа 2009 оставила о себе очень хорошее впечатление, по контрасту с другими учебными заведениями это просто небо и земля".

Объективно? Безусловно, ведь это самый строгий из увиденных мною студенческих отчётов. Но даже он говорит сам за себя.

Подводя итог своим наблюдениям, я делаю вывод, что этот первый взгляд студентов на современную школу был пристальным, в чём-то даже строгим и требовательным. Но в то же время неравнодушным, продиктованным чутким сердцем и вниманием по отношению к ребёнку, ради которого каждый из них и приходил в эти школы: "Теперь я с удовольствием продолжаю свое обучение. И с нетерпением жду следующей практики в этой живой творческой школе, где я уже смогу побывать в роли педагога и дать свой первый урок!"

Эссе студентов по итогам практики заканчивались похожими словами:

"После практики мне хотелось убедить себя в том, что я правильно выбрала свою профессию. Самое главное для себя я поняла: выбор в профессии сделан верно. Я люблю детей, и ничто не помешает мне помогать им развиваться, адаптироваться в обществе, быть нужной для них.
Ведь Педагог - это основатель жизни.
Педагог - это родитель Человека.
Педагог - это ПРИЗВАНИЕ".
Овчарова Анастасия Александровна
Заведующая педагогической практикой ГБОУ СПО ПК № 4 

Комментариев нет:

Отправить комментарий