суббота, 18 мая 2013 г.

"Не все коту масленица"

Свершилось! Впервые в истории нашей школы 15 мая состоялась премьера спектакля Александра Николаевича Островского «Не все коту масленица» с участием педагогов начальной и старшей школы. Режиссер-постановщик, Серова Галина Алексеевна,  с командой единомышленников  сразу же замахнулись  на Александра Островского, и… они одержали блистательную победу.  




 «Подготовка к спектаклю длилась весь учебный год – на протяжении  девяти месяцев, что еще более сплотило педагогический коллектив, декоратора, костюмера, музыкального оператора… - делится впечатлениями Галина Александровна, - Многие учителя, наблюдавшие за проведением репетиций, выражали свою готовность вступить в театральную труппу, чему мы несказанно рады, ведь успешный дебют, состоявшийся сегодня,  свидетельствует о зарождении школьного театра, а вместе с ним и новой школьной традиции».  Несомненно, мы стали свидетелями исторического события для нашей школы - зарождения настоящего школьного театра.  

На сцене актового зала нет старинной купеческой мебели, роскошных залов и бедных тесных комнаток. Декоратор-оформитель - Косьева  Наталья Львовна, и костюмер - Олейник Татьяна Ивановна остроумно решили эту проблему сменой декораций и костюмов, изящно намекнув зрителю на место действия.  Работа музыкального оператора Шаполова Ильи Александровича в создании эффекта топота копыт, лае собаки за бутафорским окном, а также декорации бедной, но чистой квартирки, где ютятся Агния (Матвиенко Юлия Сергеевна) и ее мать Дарья Федосеевна Круглова  (Захарова Юлия Владимировна), и, где проходят основные действа, и  конечно же, необычайно богатый русский язык в речах всех актеров, все это способствовало тому, чтобы погрузить зрителя в атмосферу второй половины 19 века.
Артисты слаженно демонстрировали понимание жанра, органику, владение словом. Играли очень ярко, игриво, где нужно - лукаво и немного наивно, но всегда чрезвычайно искренне…. Не удивительно, что спектакль прошел без антракта, на одном дыхании, не давая зрителю заскучать, и при этом руководствуясь исключительно динамикой внутреннего духовного сюжета этой простой истории, написанной великим драматургом! Кстати, Островский о своей пьесе "Не всё коту масленица" высказывался: "Это скорее этюд, чем пьеса, в ней нет никаких сценических эффектов; эта вещь писана для знатоков, тут главное: московский быт и купеческий язык, доведённый до точки". И действительно, в этой трогательной истории любви за простотой интриги спрятаны серьезные размышления о чести и достоинстве личности, о способности сохранить веру в себя и отстоять счастье.

Символично, что премьера состоялась в Международный день семьи, будучи сходной с тематикой спектакля. Ведь итогом этого длинного пути преломления чувств и поиском своего собственного места под солнцем у молодых героев спектакля становится намерение создать семью, настоящую, крепкую, построенную на любви и уважении, но отнюдь не на страхе, о котором внушительно рассказывал Ермил Зотыч Ахов (учитель физкультуры, Рядинский Виктор Васильевич) молоденькой Агнии. И, если Ипполит (учитель русского языка и литературы Моргунов Роман) поначалу неловок, зажат, то к концу пьесы его характер раскрывается. Его актерская игра подкупает искренностью, а передающееся зрителю волнение полностью совпадает с характеристикой самого персонажа – человека порядочного, но очень  робкого, неспособного совладеть со страхом, заставляющего его цепенеть при виде откровенного хамства своего хозяина в начале и, остающемуся до конца верным своим идеалам, но вооружившись хитростью, инсценирующего свое самоубийство в кульминационной части, чтобы получить заработанное жалование.

Появление  на сцене Татьяны Александровны Мандрыко в роли ключницы Феоны,  всякий раз встречалось аплодисментами. Темперамент, легкость и сценическая открытость рождают симпатии зрителей к сыгранной ею сплетнице Феоне, пытающейся угодить и тем, и другим.

Запомнилась игра  почти безмолвной Елшиной Марины Борисовны в роли кухарки Маланьи. Надо отметить, что большую часть времени героиня находится на сцене молча, но как  она играет! Манера, техника, умение чувствовать настроение зрителей  могут послужить хорошим мастер-классом как "не исчезнуть" на сцене даже играя  второстепенную роль. Потрясающая актриса!

Но подлинной жемчужиной школьного спектакля становится игра  трио Ахова - Агнии - купчихи Кругловой. 

«Мы и не подозревали, что наши учителя настолько талантливы, - делятся впечатлениями старшеклассники. - Перевоплощение Виктора Васильевича из доброго учителя физкультуры, которого мы знаем многие годы, во властного, надменного, нагоняющего ужас на окружающих богатого купца Ермилу Зотыча.  Выше всяких похвал! Браво!» 

В характере Ахова, очень тонко и точно прочувствованного учителем-актером, кроется явная нетерпеливость чрезмерно уверенного в себе человека, совершенно пренебрегающего мнением других: пренебрежительно осекающего и постоянного перебивающего купчиху с дочерью, давая тем самым понять, что их мнение-то тут ни к чему, нарочито подчеркивая "пусть рады будут", что он хоть внешние формальности соблюдает. В то время как мудрость Дарьи Федосеевны, проявленная в кульминационном диалоге с Агнией,  берет верх над произволом и помогает дочери сделать правильный выбор.

Те зрители, кому посчастливилось сидеть  в первых рядах, отчётливо видели слёзы, появляющиеся в моменты душевных тревог на глазах артисток - так сыграть могли только люди с высоким чувством ответственности за то, что им доверили, и выплеснуть в зал чувства и переживания, которые испытывали герои произведения. 

По окончании спектакля уже зрители не стали скрывать восторга и, одарив театральную школьную труппу цветами,  не скупились на эмоциональные отзывы. 

«Приятное послевкусие, оставшееся  от просмотра спектакля, похоже,  надолго оставит свой след в памяти, потому как в душе пробудилось желание снова взять томик пьес Островского», - делится впечатлениями  заместитель директора по УВР Ольга Анатольевна Трошина.

Кожухова Галина Владимировна, педагог дополнительного образования, на практике которой много собственных постановок на французском языке с участием школьников: "Мне очень понравилась игра моих коллег. Я была  приятно удивлена. Хочется сказать большое спасибо коллективу артистов - они сегодня действительно показали себя очень профессионально на сцене. Я считаю, что каждый великолепно сыграл свою роль, но особо хочется отметить  артистичность заместителя директора по УВР Елшиной Марины Борисовны Я получила колоссальный заряд энергии. Думаю, что выражу мнение всех зрителей этого зала, пожелав, чтобы в нашей школе этот спектакль стал началом еще одной доброй  традицией и вскоре состоялась новая премьера."

Трямкина Наиля Зиннуровна: "Я в восторге! Как любитель творчества Островского, я получила массу удовольствия, окунувшись в ту театральную среду, создателем которой был великий драматург.  Игра коллег вызывает восхищение и желание вступить в эту труппу, чтобы  также участвовать в новых постановках..."

В первые минуты после завершения успешной премьеры спектакля нам также удалось взять коротенькие интервью у самих артистов:

Захарова Юлия Викторовна в роли вдовы купца Дарьи Федосеевны Кругловой : "Было нелегко. Но те педагоги, кто согласился в самом начале, стойко продолжали готовиться на протяжении всего времени. Мы много репетировали, долго учили тексты, но все это очень близко для каждого из нас, потому что язык Островского зачаровывает... Он весьма чутко фиксирует и отражает в себе все особенности речевого уклада различных классовых и сословных групп того времени и ничуть не уступает языку Гоголя и Грибоедова. Участие в спектакле  мне доставило массу удовольствия, несмотря на то, что было очень жарко."


Рядинский Виктор Васильевич, исполнивший, пожалуй, самую сложную роль богатого старого купца Ермилы Зотыча Ахова: "Мне хотелось поддержать коллег, потому согласился на эту роль и ничуть не пожалел. Правда в самом начале был период, когда мы боялись, что не потянем. В этом же составе мы были с самого начала и за время репетиций  мы стали настоящей командой. Я рад что премьера состоялась и зрители остались довольны." 


Комментариев нет:

Отправить комментарий