суббота, 7 декабря 2019 г.

«Если вы видите в ребёнке художника, который выражается нестандартно – дайте ему эти крылья раскрыть…»


Любовь Юрьевну Казарновскую относят к наиболее ярким оперным певицам нашего времени, исполнившим более полусотни оперных партий на лучших сценах мира. Ее мощный голос с глубоким и чувственным тембром принес певице мировой успех и возможность работать с фон Караяном, Ливайном, Мути и другими знаменитыми дирижерами. Певица также хорошо знакома зрителям по телепередачам Первого канала «Призрак оперы» и «Точь в точь». Она одна из тех исполнителей, которую знают все — и поклонники классического пения, и те, кто никогда не был в оперном театре. Знают ли ее современные школьники? Знают, очень уважают и даже зовут в гости к себе в школу. Так, например, в начале декабре Любовь Юрьевна побывала в школе №2009 на встрече с талантливыми школьниками Южного Бутова. Учащимся посчастливилось поближе познакомиться с певицей и открыть ее для себя в новом амплуа - как педагога-профессионала, прекрасного оратора и просто доброго открытого душевного человека, а юнкорам школьного пресс-центра удалось задать Любови Юрьевне интересные вопросы и взять небольшое интервью.

– Любовь Юрьевна, какое качество вы больше всего цените в человеке?
– Трудно ответить… Наверное, прежде всего, это порядочность, честность, профессионализм, умение дружить и раскрывать свое сердце всему хорошему, что есть в любом человеке, а также хранить верность этой дружбе. Эти качества, пожалуй, самые главные. А профессионализм я назвала потому, что мы выбираем себе друзей в основном из профессиональной среды и, если я вижу, что человек очень честный и к тому же хороший профессионал, то он мне становится интересен, и я с ним начинаю общаться. А дальше выходят на первый план те качества, о которых я уже сказала – порядочность и честность.
– Энштейну принадлежит такая фраза: «Все мы – гении. Но, если вы будете судить рыбу по ее умению лазать по деревьям, то она всю жизнь будет считать себя дурой.» Как вы понимаете эти слова?
– Прекрасно понимаю Энштейна и, более того, я с ним совершенно солидарна и согласна. Во-первых, нужно найти в жизни то дело, которому ты хочешь служить и которое тебе очень близко. К которому лежит рука твоя, твоя душа и сердце твое. Чтобы выполнять работу с огромной радостью и удовольствием. Всю жизнь. И только тогда получается замечательный результат. А еще один умный человек сказал, что можно быть тузом и всю жизнь пролежать в колоде карт, пока тебя не раскроют. Поэтому надо искать людей, которые раскрывают своих учеников, и тогда вам не надо будет как рыбам лазать по деревьям. Выступления творческих коллективов, которые мне сегодня удалось увидеть, показывают, что в вашей школе есть такие педагоги. Каждому свое! Каждый обязательно должен найти дело по душе. Дело, которому он хочет на протяжении всей своей жизни служить и которое у него получается очень хорошо. Тогда такого человека можно назвать по настоящему счастливым, поскольку он нашел себя, нашел свою судьбу, свою профессию и у него все в жизни будет склыдываться хорошо.
– Насколько важно настоящему музыканту, художнику, человеку творческому, быть знаменитым?
– «Быть знаменитым – некрасиво! Не это подымает ввысь.» Я бы перефразировала Пастернака и сказала так: не надо стремиться стать знаменитым. Потому, что если ты все время занят самопиаром, рекламой, если ты постоянно находишься в инстаграмме или в других социальных сетях, как сегодня это безумно модно, то… времени на развитие не хватит. Ведь раньше такого не было. Раньше большие музыканты завоевывали любовь публики исключительно через свои выступления, встречи, лекции, вечера с интеллегентными людьми. Открывались с разных сторон как личности и к ним начинали притягиваться. А сегодня, в век интернета и социальных сетей, в век рекламы и пиара, многие подменяют эти понятия. Многие считают, что если о них говорят – не важно о чем и как, скандалы, сплетни, какие-то не очень чистые или желтовато грязные истории – они считают, что знамениты. Это большая ошибка. Такие люди вымываются из памяти народа, вымываются из памяти настоящих людей, которые притягиваются только сердцем и душой тех, кто их эмоционально зацепил, выйдя на сцену и подарив минуту счастья. Кто вышел на публику общаться с разной аудиторией, и сказал какие-то очень важные слова - тогда этот человек в центре внимания. Как говорили раньше люди – совесть нации, люди на которых хочется ориентироваться. Если такие люди есть – тогда они знамениты по делу, по существу, а не потому, что они вокруг себя раздувают славу в мыльном пузыре.
– Любовь Юрьевна, расскажите, пожалуйста, как на пике популярности не заболеть звездной болезнью?
– Это действительно очень сложное дело. Я часто наблюдаю это явление и вижу, как среди многих коллег, особенно молодых – происходит это саамое «вздергивание носа». Видно не научили. Мне, например, очень повезло, что у меня были замечательные учителя. И мой легендарый педагог – Надежда Матвеевна Малышева-Виноградова, которая была и педагогом-концертмейстером в оперной студии Станиславского и аккомпанировала Шаляпину и ассистировала в классе профессору Мазетти, заведующего кафедрой московской консерватории, у которого учились Нежданова Мухова, Нина Кошец – любимая певица Рахманинова, обе сестры Барцевы – то есть вся отечественная культура, в которой чувствовался дух Умберто Мазетти – итальянская чудная болонская школа, мне говорила: «Если я когда-нибудь увижу, что ты стараешься ломать звезу в жизни, я разочарусь и откажусь от тебя как от ученицы. Все звезды только на сцене – выходи и доказывай свой звездный статус. А в жизни ты должен быть простым нормальным адекватным интеллигентным человеком». Если этот баланс есть, если на чашу весов положены эти две категории – на сцене ты действительно должен показывать свой максимум, должен быть настоящим артистом, а в жизни быть собой. Если в жизни это сбалансировано, ты никогда не задерешь нос и никогда не будешь делать глупости по жизни и выкидывать какие-то коленце и фортели, которые показывают, что ты не звезда на сцене, а лишь пытаешься из себя делать звезду в бытовом разрезе. Это ужасно. Я к такому явлению отношусь с большим пренебрежением.
– Как в суете наших дней в период засилия интернета и социальных сетей нашим детям можно помочь сохранить свое лицо, добиться профессионализма и не потеряться?
– Действитеюльно, сегодня у многих детей и молодых людей клиповое мышление. Они вылавливают в социальных сетях то, что модно, абсолютно забывая про те глубочайшие достижения, которые были сделаны в прошлом. Когда ко мне приходят молодые стажёры, я им задаю вопрос: ты слушал такую композицию? Читал биографию такого-то композитора? Знаешь ли ты, в каких обстоятельствах писалось то или иное произведение? Они зачастую отвечают: «Зачем, Любовь Юрьевна? Я нашла сегодня в ютюбе модного раскрученного исполнителя, и я на него ориентируюсь, потому что сегодня это пропагандируется как модное и востребованное направление в музыке. И я всегда отвечаю своим ученикам, что вы себя этим пытаетесь оправдать Я бы хотела здесь привести слова великой пианистка Марии Вениаминовны Юдиной. Она была очень скромной, чуть похожей на монахиню женщиной, которая всегда в доме принимала студентов. Она была очень скромной. Но как только ее пальцы касались клавиш, то абсолютно все тут же окунались в другой мир. Она была человеком святым, бессерябриницей. Так вот, она говорила, что если в воду бросить камень, то сила его удара будет очень значительной - вы увидите первый круг. Второй круг будет слабее. Третий - ещё слабее. А четвёртый, пятый, шестой ещё слабее. И, если ориентироваться не на первый круг, не на сильные традиции, не на мощь, которую нам наши пращуры оставили, как высочайшие достижения исполнительского искусства, а ориентироваться на второй, третий, четвёртый, пятый, шестой круг, то мы получаем то, что мы сегодня имеем – отсутствие личности. Бесспорно, есть очень неплохие, даже крепкие исполнители и у них удачно выстроенная творческая карьера. Но такого, чтобы дух захватывало, чтобы зайтись в экстазе и восторге от того, что человек демонстрирует полностью своё творчество, свою силу, свои наработки, свою личность, свою душу, своё сердце, своё видение этого мира в музыке, кино, живописи, искусстве – увы, нет. Ведь вся сфера творчества – это воспитание личности. Поэтому если дома в семье или педагог в школе выявляет в ученике какие-то очень яркие личностные моменты, видят в нем неординарность – не надо его подбивать под общие стандарты, если вы видите в ребёнке художника, который выражается нестандартно – дайте ему эти крылья раскрыть. Это очень важно. И, если так будет происходить – мы получим действительно очень интересных людей, а не людей, которые аккуратно выложены каждый в своей клеточке и представляют собой некий кубик Рубика. А учитель может похвастаться: у меня вот такой хороший ученик и все клеточки заполнены, все выстроены. Таких большинство. А вот личности, ростки, которые взмывают в небо – вот их нужно холить и лелеять, помогать им расправлять крылья, учить летать. И тогда им не будет интересен ни интернет, ни социальные сети. Потому что они не подбиты под общие стандарты. Они - личности. Они - творцы. И вот за таких творцов я сама воюю. И, поверьте, очень счастлива, когда ко мне приходят такие ученики.
– Кем вы мечтали стать в детстве ?
– Моя мама рассказывала, что я пела с раннего детства, когда ещё не ходила. Ещё в десять месяцев бабушка включала радиоточку, а тогда в них было всего 2 программы. И я все передачи слушала вместе с бабушкой, сидя в своей кроватке, а затем все мелодии повторяла. Меня в доме звали Любка-артистка. И всегда, когда мама или бабушка выходили на прогулку, соседи просили: «Ну Любочка, ну спой нам что-нибудь». Так я всех своих соседей радовала своими вокальными данными. Но когда была в детском саду и в школе, то педагоги заметили у меня склонность к языкам и к гуманитарным предметам. И тогда моей маме наш педагог по литературе посоветовала готовиться поступать на журналистику. И вот и мы с мамой идем по поварской улице с большой пачкой документов поступать в московский университет. Я счастливая, модная шестнадцатилетняя девчонка в короткой юбке, обвешана цепями иду подавать документы на журфак, где мне предстояло пройти только устное собеседование. В голове полный восторг. Эмоции переполняют. Проходим мимо Гнесинки, как вдруг мама говорит: «Смотри, в Гнесинском идет 2 тур на поступление. Не хочешь попробовать?» На вокальный факультет принимали только с 18 лет, а мне было только 16. Поэтому можно было попробовать себя на отделении актеров музыкального театра.
Я не заметила, как оказалась в середине зала, где проходит отбор. Мама, можно сказать, меня втолкнула туда, потому что я сопротивлялась: как можно попасть сразу на второй тур? И к тому же я не готовилась. Тем не менее комиссия меня приняла. Спросили: «Ноты есть?» «Нет, я не готовилась», - отвечаю, - «Но решила попробовать по маминому совету». «Что ты поешь?» - спросили мня. «Я знаю русскую народную песню «То не ветер ветку клонет», - отвечаю. Далее снова вопрос: «В какой тональности?» «В ре-миноре», - ответила я. Опытный концертмейстер тут же садится за рояль и играет мне. Я исполнила песню. «Хорошо. А можешь басню рассказать?» - снова спрашивают. Я говорю: «Да, из школьной программы «Ворона и Лисица». Прочитала басню. И тогда мне сообщили: «Вы приходите на 3 тур!» Так совершенно неожиданно я стала студенткой училища имени Гнесиных, так как шла поступать на журфак МГУ. Я маме своей безумно благодарна за то, что она угадала мое безумное желание попробовать себя на артистическом поприще. И при этом мне очень пригодилось знание русского языка и литературы и всего гуманитарного направления, которое меня всегда очень интересовало.

– Любовь Юрьевна, благодарим вас за эту встречу, за то, что вы согласились приехать к нам в школу и за такое интересное интервью.
– Спасибо вам. Встреча сегодня изумительная. Я очень тронута. Потому что сегодня получился и разговор по душам и выступления коллективов, и интересные вопросы от ребят. Все это показывает лицо школы, и свидетельствует тому, что дети в хороших руках. Я рада, что познакомилась с вашей школой и что мы провели такие чудные два часа вместе. Я получила огромное удовольствие от общения. Такие школы есть и они обязательно должны быть. Вы – ориентир для многих музыкальных школ, потому что тут есть бережное отношение к детям, тут есть педагоги, которые работают с учениками нестандартно. На мой взгляд, вам, ребята, очень повезло, что вы учитесь в такой школе и занимаетесь с такими педагогами. Вашим Родителям браво за то, что они сделали правильный выбор и привели вас сюда, определив, что именно эта школа станет судьбой для каждого из вас в каком-то смысле. Спасибо вам за эту встречу.

Комментариев нет:

Отправка комментария