Страницы

среда, 10 сентября 2014 г.

Каждый километр жизни школьника должен быть насыщен образованием

Прошли уже те времена, когда школы отличались друг от друга лишь порядковыми номерами. Теперь само время диктует новые правила и требования, а в выигрыше оказывается та школа, которая с этим считается. Есть ли в Южном Бутово такие современные школы, готовность которых идти в ногу со временем определяется не будущем временем, а настоящим? Почему так важно, чтобы основное и дополнительное образование в школе были равноправными и взаимодополняющими друг друга элементами? Какая риторика дополнительного образования сегодня? На эти и другие вопросы отвечает заместитель директора ГБОУ СОШ № 2009 по дополнительному образованию Трошина Ольга Анатольевна.

- Ольга Анатольевна, когда мы задались вопросом о поиске общеобразовательной школы, идущей в ногу со временем, то в первую очередь вспомнили именно про школу №2009, которая на наших глазах за достаточно короткий период из безликой новостройки, открывшейся в декабре 2003 года, превратилась в узнаваемую школу. Это не голословное заявление, а сознательный выбор родителей учащихся, качественно выделяющих среди иных учебных заведений района именно вашу школу, о чем свидетельствуют факты ежегодного набора учащихся в первый класс сразу в 5 параллелей по 28-30 учащихся в каждой на протяжении последних восьми лет. Кроме того, за последние месяцы школа вошла в рейтинг учебных заведений, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году, вошла в число победителей московских школ, где создаются ИТ-классы и в конкурсе на соискание статуса региональных инновационных площадок по формированию инновационной образовательной среды. В школе в новом учебном году впервые открылся кадетский класс. Когда мы интересовались мнением родителей, чем они руководствовались при выборе школы, то одним из основных аргументов был выбор в пользу хорошо развитого дополнительного образования. В чем секрет успеха и как школе удалось добиться таких результатов? 
- Ответ прост: прислушиваясь к требованиям, продиктованным временем и к инициативам, исходящим от родителей и самих учащихся, школа постепенно формировала свой образ так, чтобы каждый километр жизни школьника был насыщен образованием. Сегодня действительно можно говорить о том, что одной из особо выделяемых особенностей нашей школы, оцененной и родителями, и учащимися, является система дополнительного образования, создающая возможности всестороннего развития школьников, но не единственным… 


- Почему именно дополнительное образование в школе стало настолько востребованным?

- Сегодня быть образованным, конкурентоспособным и востребованным, значит быть специалистом самого широкого профиля. Образованность человека стала определяться не столько овладением предметных знаний, сколько его всесторонним развитием как личности, легко ориентирующейся в современной системе ценностей, имеющей в своем арсенале выработанную способность к самообразованию, самосовершенствованию, к активной социальной адаптации в обществе. 


- Кто они – профессионалы XXI века? 

- Это специалисты, легко понимающие разные профессиональные языки, кто может включаться в межпрофессиональное взаимодействие при решении сложных комплексных проблем. Поэтому перед школами и вузами сегодня должна стоять задача подготовки именно таких специалистов. 


- В школе должна измениться система образования?

- Образовательный процесс в современной школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое всестороннее развитие каждого учащегося. То есть школа должна стать территорией успеха для любого ученика, некой стартовой площадкой смешения формализованного базового образования и дополнительного неформального, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов учащихся, их социального и профессионального самоопределения. До тех пор, пока школьная система образования будет ориентироваться исключительно на трансляцию знаний без учета разностороннего развития личности учащихся, решение проблем индивидуализации и дифференциации обучения, самоопределения и самореализации школьников останется не более чем провозглашенным лозунгом, а реализация личностно ориентированного подхода — недостижимой задачей. В этом и состоит ведущая роль дополнительного образования в школе, помогающей раннему самоопределению, дающей возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя и решая социально значимые задачи. Ценность дополнительного образования детей также состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, а также стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. 


- То есть, основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга?

- Основное и дополнительное образование школьников должны быть равноправными и взаимодополняющими друг друга элементами, так как по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование просто обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие обучающегося во всем богатстве его запросов и интересов. Лишь в совокупности они ориентированы на высокий результат. Тем самым будет создаваться единое образовательное пространство, позволяющее детям развиваться не только интеллектуально, но и как личностям. При таком раскладе школа способна преодолеть сложившийся в развитии школьников интеллектуальный перекос и стать основой для того, чтобы дети успешно адаптировались в обществе. 


- Расскажите, с чего всё начиналось в школе №2009? 

- Формирующаяся инфраструктура строящегося микрорайона в Южном Бутово в 2003-2004 г.г. показала острую необходимость и значимость развития разных направлений в школьной системе дополнительного образования не только для её учащихся, но и для всех юных жителей микрорайона. В это время начал продуктивно формироваться спектр дополнительного образования, как учебно-воспитательный комплекс, формируя одну за другой направленности. Важно отметить, что его развитие и расширение происходило естественно, ставя перед администрацией новые цели и задачи, обусловленные в первую очередь потребностями детей и родителей, а также сложившемся микро-социумом, спектром направленностей деятельности ближайших к школе учреждений дополнительного образования детей и анализа возможностей сотрудничества с ними, и, естественно, наличием педагогических кадров и материально-техническими возможностями школы. 


- Что сегодня представляет собой блок дополнительного образования в вашем образовательном комплексе?

- Дополнительное образование на протяжении нескольких лет насчитывает более пятидесяти творческих объединений, работающих в физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, культурологической, естественнонаучной, социально-педагогической, научно-технической и военно-патриотической направленностях, а в этом году его география распространилась так же на все структурные подразделения нашего крупного образовательного комплекса ГБОУ СОШ №2009. 


- Какая риторика дополнительного образования сегодня? Какие трудности возникли в её системе в связи с объединением школ в крупный образовательный комплекс? 

- Прежде всего, это психологический фактор, вызванный у большинства людей страхом перед реорганизацией. К счастью, эту проблему нам всем удалось легко преодолеть, так как для всех сотрудников комплекса стала понятна перспектива дальнейшего развития школы. Что касается риторики, то традиция дополнительного образования в СП№1 к моменту объединения была известна далеко за пределы стен школы. Важно отметить, что в каждом присоединившемся структурном подразделении также имелись свои замечательные традиции, в том числе в дополнительном образовании. Мы сейчас работаем над тем, чтобы расширенный спектр услуг дополнительного образования стал доступным для каждого юного жителя нашего района. Так в СП№2 мы открыли новые направления, такие легкая атлетика, хоккей на траве, где занятия ведут мастера спорта. В СП№3 коллектив «Радуга», Центр эстетического воспитания детей «Моцарт» и театральное отделение успешно влились в систему дополнительного образования комплекса, и далее продолжают работу в привычном режиме. Спектр услуг расширился и благодаря коллективу «Ювента» из школы №1961. Малыши из дошкольных структурных подразделений тоже получили право участвовать в сфере дополнительного образования. У нас появилось своё школьное СМИ – это периодический печатный журнал «News school», который организовали юные журналисты из разных структурных подразделений и других школ нашего района, занимающиеся на курсе «Основы журналистики для школьников». Таким образом, именно интерес детей становится краеугольным камнем в построении системы дополнительного образования в нашей школе. А мы всегда рады откликнуться на любой запрос со стороны родителей и школьников. Но для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы во всем комплексе. Поэтому учителям очень важно знать и понимать проблемы друг друга — тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе. В данном случае основой для создания целостного образовательного пространства на уровне комплекса становится их взаимопомощь и совместные действия. 


- Например, какие?

- Возьмем для примера мероприятия, завоевавшие популярность у самих участников дополнительного образования и ставшие в нашем учебном заведении традиционными. Это проведение «Ярмарки дополнительного образования», которая состоялась 4 сентября, где педагоги представляли свои творческие объединения, кружки и секции, а посетители могли познакомиться с программами и условиями их работы, а также получить профессиональные консультации и сразу же записаться в кружки по интересам. При этом основными посетителями ярмарки были родители с детьми, которые не являются учащимися нашей школы. Это и показательные выступления ребят вначале на сцене школы, а затем и на площадках района, округа и города, их участие в проектной деятельности, конкурсах, выставках и конференциях, которые способствуют получению удовлетворения от собственной деятельности и создают положительный настрой быть успешным и в других видах деятельности. Это и педагогический практикум, который показал результативность симбиоза предметных дисциплин и кружков. Так, например, благодаря энтузиазму и слаженной работе учителей физкультуры тренеров и педагогов дополнительного образования, спортивное направление в школе приобрело массовую популярность и стало причиной зарождения идеи открытия Школьного Спортивного Клуба. Популяризация здорового образа жизни проходит рефреном через целый спектр различных мероприятий, начиная от Малых олимпийских игр в начальной школе, дворовых спортивных соревнований, веселых семейных стартов, соревнований допризывной молодежи, завершая участием учащихся в Президентских спортивных играх и состязаниях. Не удивительно, что школа заняла 2 место в рейтинге образовательных организаций ЮЗОУО ДО г.Москвы по результатам спортивно-массовых мероприятий оздоровительной работе по итогам 2013/2014 учебного года. Важно отметить особую роль учителей-тренеров в этом направлении, всецело отдающимся работе, отлично знающим способности своих учащихся и умеющим заинтересовать их игрой-соревнованием в таком ключе и под таким предлогом, чтобы результат приносил не только радость от самого участия, но и победу команде. Поверьте, это не ода педагогам дополнительного образования, работающим в нашей школе, а открытие истинного секрета успеха. 


- Чтобы вы хотели пожелать нашим читателям?

- Не секрет, что каждому ребенку присущ какой-либо талант, особый интерес к какой-то науке или умение. Именно потому школьное время — это период больших возможностей, когда можно открывать и развивать в человеке природные таланты, что позволит ему превратиться в сильную личность в ходе дальнейшей жизни. Пусть каждый день, проведенный в школе, будет значим и ценен для каждого учащегося. А всем читателям хочется пожелать постоянного развития, упорства, терпения и сил для реализации задуманных проектов и идей.


- Благодарим вас за интервью. Позвольте пожелать вам успеха в работе, а школе – процветания!

– Спасибо.



Комментариев нет:

Отправить комментарий